В начале встречи заместитель руководителя Исполкома – председатель Комитета ЖКХ Искандер Гиниятуллин, который является председателем рабочей группы, сообщил собравшимся, что все поступающие ему вопросы, направляются инвестору строительства мусоросжигательного завода (который предполагается построить на границе Казани и Зеленодольского района РТ), Министерству строительства, архитектуры и ЖКХ РТ, Министерству экологии и природных ресурсов РТ. Кроме того, был направлен запрос в Институт органической и физической химии им. А.Е.Арбузова для проведения экомониторинга вокруг существующих захоронений отходов, а также в поселке Осиново и микрорайоне «Салават купере». «Программу мониторинга состояния окружающего воздуха подготовил Росприроднадзор, там перечень из 26 наименований контролируемых веществ. Все это направлено в институт, который проведет работу и предоставит результаты. В дальнейшем нужно будет найти экологов и передать эту информации им, чтобы они дали свои выводы», - отметил И.Гиниятуллин. В свою очередь, для более продуктивной работы было предложено озвучивать конкретные идеи или решения.
Одно из предложений поступило от профессора КФУ Юсуфа Азимова, который призвал привлекать к решению вопроса ученых и изучать имеющиеся разработки. По его словам, в составе отходов 0,3-0,5% составляют отходы первой и второй категорий опасности. До 80% отходов – это вторичные ресурсы. Согласно предложенной схеме, сперва отбираются отходы первой и второй категорий, после этого производится сортировка отходов. При этом поскольку за отходы отвечает собственник, то должно быть разделение тарифов – для тех, кто осуществляет раздельный сбор мусора, и для тех, кто не делает этого. «Среди отсортированного мусора ключевым являются «загрязненные» полимерные отходы. Имеются запатентованные разработки, когда эти отходы превращаются в топливо, - отметил ученый. – Можно делать низкотемпературный пиролиз «грязных» полимерных отходов, второе - деструкция при температуре 500-600 градусов, когда образуется жидкое топливо, имеется высокотемпературный пиролиз – до 1500 градусов, когда отходы превращаются в газы». Оставшиеся отходы можно было бы рекультивировать, образуя гумусные системы. Предложенная схема не исключает мусоросжигательного завода.
Собравшиеся активисты неоднозначно отнеслись к идее пиролиза, отметив, что было бы продуктивнее, чтобы отходы могли пройти несколько циклов переработки. А сами технологии необходимо рассмотреть с точки зрения воздействия на окружающую среду. В целом, было решено сформулировать задачи для науки и использовать научный потенциал ведущих вузов города, в частности, КФУ и КНИТУ-КХТИ.
Свое видение решения проблемы раздельного сбора, переработки и утилизации отходов озвучил и активист Антон Голубков. Среди его предложений, в частности, развитие инфраструктуры для раздельного сбора мусора, отказ от использования ртутных ламп в муниципальных учреждениях, введение единого стандарта на тару, в том числе стеклотару.
В ходе обсуждения прозвучала идея отказа от одноразовой пластиковой посуды. К слову, как рассказал житель «Салават купере» Карим Сираев, уже есть примеры изготовления одноразовой посуды из крахмала, единственный недостаток которой – более высокая цена по сравнению с пластиковыми аналогами. Образцы такой посуды из крахмала он планирует продемонстрировать на одной из следующих встреч.
Привлекать к решению вопроса с отходами производителей и продавцов – такую идею озвучила активистка Гузель Халилова. В качестве примера она привела автомобильные аккумуляторы, которые автомобилисты могут сдать и получить либо деньги, либо скидку при покупке нового аккумулятора. Она же обратила внимание на то, что зачастую бизнесменам невыгодно заниматься переработкой. В свою очередь, Искандер Гиниятуллин напомнил о реализуемой в Казани программе льготного кредитования, где сбор, обработка, переработка и утилизация отходов, ПЭТ-бутылок и полимеров, а также отходов стеклянной тары и иных изделий из стекла является особо приоритетным направлением. А Карим Сираев рассказал, что есть предприниматели, которые готовы принимать пластик, бумагу, батареек и стекло, а также установить во дворах контейнеры для приема пластика. К слову, сейчас сетки для приема ПЭТ-бутылок установлены примерно в трети казанских дворов.
Во время трехчасовой встречи юрист и эколог Роза Фардеева напомнила о том, что Татарстан несколько лет назад принял «Хартию земли», а также предложила провести в республике референдум по вопросу мусоросжигательного завода. Активисты – участники встречи проголосовали за то, чтобы начать подготовку к проведению этого референдума.
Еще одно голосование прошло по поводу территориальной схемы в области обращения с отходами – большинство участников поддержали идею пересмотра схемы.
Речь в ходе общения зашла и о техническом задании по оценке воздействия на окружающую среду планируемого мусоросжигательного завода. Активист Юлия Файзрахманова уверена, что в техническом задании должны быть отражены такие аспекты: как строительство мусоросжигательного завода будет влиять на населенные пункты, в частности, Осиново, микрорайона «Салават купере», на Волжско-камский заповедник.
В целом, вторая встреча прошла в рабочей атмосфере, в отличие от первой, оказавшейся более эмоциональной и напряженной.