Тело полигона «Ядрово» сегодня начали пронзать металлические стержни: 5 тысяч проколов, через каждые три метра. Сверху все это покроют специальной изолирующей тканью, она не пропустит ни запахи, ни воду. Так свалочный газ, который десятилетиями копился в недрах, возьмут под контроль. Вместо того, чтобы выходить на поверхность, он попадет в трубы и отправится на сжигание.
— По этой технологии — мы ее поэтому и выбрали, что она практически, насколько мы изучали пять лет, единственная в мире, которая убирает 90-99 процентов запаха.
По такой технологии дегазированы сотни полигонов по всему миру. Это начальный этап рекультивации. Но мало закрыть существующие свалки: важно, чтобы не появлялись другие. Мусор никуда не исчезнет. Наши инженеры сейчас перенимают европейский опыт обращения с отходами, чтобы выбрать для Подмосковья самый подходящий метод.
Например, изучают технологии, которые применяют в Швейцарии. Она прошла этот путь еще двадцать лет назад.
«Я не верю в стопроцентную переработку. За последние 20-30 лет в Швейцарии нам удалось улучшить и повысить уровень почти до половины. Но невозможно провести переработку, например, использованных памперсов. Остальное сжигаем. Это хорошо известное решение, и это надежное решение. Насколько мне известно, другого нет», — говорит бывший глава ведомства по управлению отходами в Федеральном органе охраны окружающей среды Швейцарии Ганс-Петер Фарни.
Стекло, бумага, металл, пластик идут на вторичное сырье. Все остальное — а это половина всего мусора — привозят на мусоросжигательные заводы. В Швейцарии их 30. Один — на окраине Люцерна.
Зеленые луга и речка: то, что это мусоросжигательный завод, можно понять разве что по въезжающим машинам. Никакого шума, никакого запаха. Огромные комплексы, полностью автоматизированные. Мусор выгружают в бункер, оттуда — в саму печь. Все испарения вытягивают, словно пылесосом, и тоже выжигают.
Всего на заводе две печи, температура там от 1200 до 1500 тысяч градусов. Мусор превращают в энергию. Завод обеспечивает электричеством и теплом себя, жилые дома и даже бумажную фабрику.
«Это завершающий этап нашего производства. Это турбина, одна из трех ступеней. Первая — емкость с температурой 410 градусов, вторая — 100 градусов Цельсия. В третьей — большое давление и пониженная температура. А вот это генератор, который производит электроэнергию — 22 МВт», — говорит проект-менеджер Марко Фегтли.
Золу из этих печей обезвреживают и захоранивают. Дым прогоняют через многоуровневую систему фильтрации. На выходе вредных выбросов почти не остается. Их количество настолько мало, что даже меньше разрешенных в Швейцарии норм, которые намного строже наших, российских.
— Нам немного мешают машины грузовые, но мы понимаем, что это необходимо. Завод нужен был здесь.
— До того, как построили, в письменной форме нас проинформировали. Нет, это нас не напугало, и сейчас нам он не мешает. Ничего не чувствую!
Чистые, почти стерильные улочки Цюриха. В каждом магазине в продаже — специальные пакеты. Бытовые отходы в такой упаковке идут прямиком на мусоросжигательные заводы. Другой вариант — бесплатный для жителей раздельный сбор мусора.
Отдельные баки для коричневого, белого, зеленого стекла и алюминия, из которого делают банки для напитков. Те, кто не хочет платить за специальные пакеты, привозят свой мусор сюда. А вот картон и батарейки собирают в другом месте.
Мусоросжигательные заводы, которые планируют построить в Московской области, будут работать примерно по той же технологии, что и швейцарские. Но это полдела. Гораздо труднее будет привить самим жителям культуру раздельного сбора мусора. Но сделать это необходимо.
Источник: vesti.ru